Типология детского аутизма – формы нарушения сознания

Типология детского аутизма – формы нарушения сознания

Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

Не так давно я побывала на практике в школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями, где очень много детей-аутистов школьного возраста. Наблюдая за ними, не переставала удивляться творению природы: почему они такие, как с ними общаться, как понять? Какой урок они несут в мир? Ведь до недавнего времени не было такого количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), их число увеличивается не то, что с годом, с каждым месяцем.

Это как в 70-80 годы рождалось много детей индиго, призванных помочь нам в поисках истины, смысла жизни и устройства мира. Теперь рождаются аутисты. От чего будут спасать мир они? У всех них есть одна общая черта – нарушена коммуникация. То есть они абсолютно не умеют общаться с людьми, даже, если умеют говорить и понимают речь, как будто у них что-то сломалось внутри. Повторяют слова как попугаи, выдают заумные фразы или визжат как поросята. Может быть, они несут урок гуманизма – через обучение их элементарному человеческому общению научиться самим общаться вживую, не прибегая к гаджетам и чатам. Ведь, похоже, проблема нарушенной коммуникации есть не только у детей с РАС, но и у здоровых подростков, студентов, взрослых людей, которые все чаще склонны к социальной аутизации: замыкаются в себе, общаются только в телефонах, уходят от реальных проблем?

Чтобы понять детей-аутистов, нужно повнимательней изучить их поведение. Какими бывают дети дождя, как их классифицировать по группам и какой подход выбрать, чтобы оказать реальную помощь, поговорим в этой статье.


Виды аутизма

Когда долго находишься в группе детей-аутистов, складывается впечатление, что ты попал в сумасшедший дом. Один ребенок зачем-то кружится на протяжении часа со скакалкой в руках, другой, забился в один из ящиков книжной полки и сидит там, выкрикивая странные фразы, третий долбит себя кулаком по голове, четвертый декламирует стихи, пятый выдергивает нитки из носков, пытаясь ими пообедать, шестой с наслаждением грызет глянцевый журнал. Что они делают? Но наука не стоит на месте и ученые уже выяснили общие черты всех детей-аутистов, коими являются:

Трудности с выражением привязанности.

Аутостимуляция – могут долго трясти руками в воздухе, воспроизводить один и тот же звук и т.п.

Затруднение в обмене эмоциональными жестами.

Выстраивание рядов из игрушек, обуви, книг (стереотипная игра).

Эхолалии – механическое повторение фраз за взрослым.

Трудности в использовании и понимании символьной системы (буквы, числа воспринимаются как узор).

Проблема с сенсорной интеграцией – отсутствие реакции на свет, звук, прикосновение, запах.

Разделенное внимание – не реагируют на объект, не следят за ним глазами, когда собеседник привлекают к нему внимание. («Смотри, вон, птичка полетела!» — реакции нет).

Манипуляции с предметами для получения сенсорных ощущений.

Трудности с подражанием.

Феномен тождества – ребенок избирателен к одежде, еде, маршруту.

Сверхинтересы (например, зацикленность на Человеке-пауке или сигнале пожарной тревоги).

Нарушение прагматики – ребенок не может подстроиться под ситуацию общения, не улавливает интонацию взрослого.

Трудности в понимании истинного смысла высказывания. (Например, «Держись крепко, можешь упасть!» – понимают как разрешение к падению).

На основе этих признаков профессором О.С. Никольской была сформирована психологическая классификация аутизма, исходя из которой, всех детей с расстройствами аутистического спектра можно поделить на 4 группы.

1 группа. Низкофункциональные аутисты, их поведение указывает на полную отрешенность от происходящего.

2 группа. Низкофункциональные аутисты, поведение направлено на активное отвержение окружающих предметов и явлений.

3 группа. Высокофункциональные аутисты, полностью захваченные своими аутистическим интересами и сверхидеями.

4 группа. Высокофункциональные, легкая степень аутизма или РАС, приближены к условно-нормальным детям, но отличаются большой трудностью в организации общения и свободного взаимодействия с окружающими.

Отрешенные от происходящего аутисты

Дети первой группы – самые сложные, их поведение носит полевой характер, то есть у них низкий уровень произвольности, нет определенной цели деятельности, которая у нормальных детей проявляется в виде достижение собственных потребностей. При таком поведении дети ведутся на случайные стимулы окружающего мира: позвали – он пошел, забрали игрушку – отдал, показали картинку – заинтересовался. Не проявляют никакой воли, бесцельно перемещаются от одного предмета к другому, не реагируют на обращенную к ним речь, сами тоже не используют разговор, лишь иногда выдают нечленораздельные словосочетания. Эти дети настолько беспомощны, что не могут научиться элементарному самообслуживанию, часто не испытывают боли и не ощущают температуру в комнате.

Они полностью отрешены от мира, как будто ничего не видят и не слышат, хотя ловко взбираются на верхотуры и лестницы, умело там балансируют, перепрыгивают с одного места на другое.

Иногда они выказывают понимание происходящего, но при попытке зафиксировать их внимание на объекте убегают от вмешательства взрослого в свой мирок. Понимание обращенных к ним фраз остается неизведанным, эпизодически вслушиваются и выполняют инструкцию. Прогноз развития неблагоприятный. Общаться могут только с помощью специальных карточек, письменной речи обучаются быстрее через буквы компьютерной клавиатуры. Также легко осваивают телефоны, бытовые приборы и гаджеты.

Стереотипии у этих детей почти отсутствуют, но аутостимуляция у них все же есть за счет пространственных ощущений собственного тела во время лазания, карабканья, кружения, катания на качелях. Порой успокаивающие впечатления они достигают за счет бесцельно наблюдения за раскачиванием облаков, колыханием ветвей деревьев, мельканием огней или перемещением машин. Дети первой группы четко разделяют людей на своих и чужих. Особую привязанность испытывают к тем, кто будет их кружить или подбрасывать, нередко нуждаются в тактильном контакте, поэтому могут подойти к взрослому и взять его за руку. Из чего можно сделать вывод, что даже глубоко аутичных детей можно организовать на совместную деятельность. Задачей коррекционной работы становится последовательное вовлечение ребенка в более развернутое общение со взрослым, максимально раскрывая его имеющийся потенциал.

Активное отвержение окружающей действительности

Следующими по тяжести являются дети второй группы. Это классический пример аутизма, проявляющийся во множестве двигательных и сенсорных стереотипий, раздражении собственных органов, которые служат аутостимуляцией. Это дети с повышенной тревожностью и многочисленными страхами, их поведение характеризуется манерностью, вычурностью, позированием, по отношению к окружающим они настроены негативно, а порой агрессивно. В речи присутствуют клише, повторение команд, эхолалии.

В отличие от первой группы с низкой активностью, поведение аутистов второй группы не полевое. Они склонны к выработке привычных устоявшихся форм существования, за которые будут бороться всеми имеющимися средствами. Очень сильно привязываются к близкому человеку, контролируют его присутствие, которое служит основой его стабильности. Любят привычный маршрут следования, одну и ту же одежду, избирательны в еде, негативно относятся ко всем нововведениям, ощущая от них испуг и дискомфорт. Чрезмерное количество страхов от новаторства выливается в агрессию, отрицание происходящего, срыв поведения, самоагрессию. В привычных же условиях ребенок легко осваивает навыки самообслуживания, может проявить мастерство в лепке, рисовании, аппликации, нередко вырабатывает красивый почерк.

Аутостимуляция проявляется в виде двигательных, речевых стереотипий, манипуляций с предметами –так эти дети защищают себя от неприятных впечатлений окружающей действительности, но становление психических функций при этом страдает. Обладая неплохой памятью, ловкостью рук, музыкальным слухом, математическими способностями, они не используют их по назначению. Ограничиваясь стереотипами, знания об окружающем у них фрагментарны, осваиваются механически, и без специальной коррекционной работы не могут применяться в реальной жизни. Обучаются такие дети с опорой на привычный уклад жизни, в рамках которого могут освоить не только программу коррекционной школы.

Читайте также:  Постельные клопы, фото укусов и способы избавиться в домашних условиях

Высокофункциональные аутисты, захваченные своими идеями

Представители третьей группы детей-аутистов отличаются от представителей первой и второй групп тем, что у них больше произвольности, они способны вырабатывать защиту от страхов, внешне напоминают детей-психопатов. Однако их аутизм проявляется в том, что они поглощены собственными сверхинтересами и сверхидеями и не способны выстраивать диалог с окружающими. Их поведение нередко можно назвать целенаправленным, они активно действуют, но их самооценка формируется только на опыте подтверждения успешности. Они не склонны к исследованию, берутся только за те дела, с которыми могут справиться. Стереотипии у них выражаются в потребности следовать программе собственных действий. Если же сценарий будет нарушен, у ребенка возникает срыв, истерика с требованием все делать по его. При этом он абсолютно не умеет общаться ни с детьми, ни со взрослыми.

Речь у детей этой группы развернута, грамматически правильна, с хорошим словарным запасом. Нередко отмечается высокий уровень познавательных способностей, энциклопедических знаний, но наблюдаются в основном монологи хоть и на умные темы, простую беседу они поддержать не могут. Их представление о реалиях жизни далеки от истины, они наслаждаются тем, что упорядочивают полученную информацию, выстраивают ее в ряды.

Стереотипии проявляются в умственных действиях и рисунках, обычно изображающих что-то страшное и похожих друг на друга, это и являются для них своеобразной аутостимуляцией. При этом дети очень неловки в движениях, сложно осваивают навыки самообслуживания. Со стороны особенно в раннем возрасте они кажутся одаренными, но позже выявляется их неумение выстраивать взаимодействие, интерпретировать интонации, мимику, сосредотачиваться на заданном объекте, они поглощены только своими сверхценными идеями. При этом дети очень хорошо обучаются даже в общеобразовательной школе, настораживает их поведение, часто их называют больными с синдромом Аспергера.

Легкая степень аутизма с трудностями в общении и взаимодействии с окружающими

К самой легкой четвертой группе относятся дети с аутистическими расстройствами, приближенные к условно-нормальным детям. На первый план у них выступают неврозоподобные расстройства: тормозимость, пугливость, ранимость. Стереотипии есть, но неявные, в основном в пищевом поведении. У них неплохая произвольная сфера, но они быстро перевозбуждаются или истощаются при общении с другими людьми. У детей этой группы отмечаются проблемы с организацией внимания, пониманием инструкции. Отставание в психическом и социальном развитии проявляется в отсутствии эмоций при контакте. Они тревожны, пугаются при изменении событий и появлении непредвиденных обстоятельств, поэтому часто ищут одобрения, помощи взрослого человека. Получая необходимую защищенность, они очень сильно привязываются, обретая стойкую зависимость от близких людей.

Особенность этой группы детей в том, что они хотят выстраивать отношения с окружающими посредством взрослого, который поможет контролировать происходящее и явится гарантом стабильности. При отсутствии такого человека дети пугаются, становятся импульсивными, агрессивными и даже могут деградировать до уровня детей второй группы. Активная поддержка взрослого служит для них своего рода аутостимуляцией, но в отличие от детей второй группы, которые нуждаются в физической аутостимуляции, высокофункциональные аутисты четвертой группы не могут обходиться без постоянной эмоциональной стимуляции.

В отличие от всех других групп эти дети могут реагировать на возникшие обстоятельства, адекватно ответить на вопрос, поддержать беседу. Психическое развитие характеризуется отставанием, эмоционально они могут быть адекватными, приспосабливаются к эмоциональной среде группы, в которой находятся. Наблюдается дискоординация движений, нарушение крупной и мелкой моторики, неуклюжесть в бытовом обслуживании. Речь полностью сформирована, но прослеживается нелогичность, непонимание ситуации общения – интонации, мимики говорящего, а также медлительность в интеллектуальной деятельности, ограниченные игры и фантазии. Часто уходят в свои фантазии, увлекаются лишь своими интересами и посвящают им жизнь. Могут увлечься драконами или какими-либо звуковыми сигналами.

В отличие от детей третьей группы достигают успехов в прикладном и декоративном искусстве, хотя, на первый взгляд, по сравнению с ними кажутся рассеянными тюфяками. Нередко у этих детей при обследовании выявляют пограничное состояние между задержкой психического развития и умственной отсталостью. Эти аутята наименее склонны к стереотипиям, проявляют спонтанность, умеют подражать и контактировать с другими людьми, благодаря чему легко обучаемы. Хотя и испытывают трудности с пониманием многозначных слов и скрытых интонационных смыслов высказывания при правильной коррекционной работе они имеют наилучший прогноз психического и социального развития.

Учитывая особенности каждой группы детей, можно выстроить работу с ними на основе именно тех сенсорных стимулов, в которых нуждается каждый ее представитель. Одной из главных задач коррекционной работы является создание условий для ухода от сверхсосредоточения ребенка на каком-то одном действии или поведении и переключения его на выстраивание активного взаимодействия с миром. А также развитие сферы спонтанных чувств и эмоций, гибкости общения и осмысленного поведения в обществе.

345-games.ru

Развивающие игры для детей 3-4, 5-7 лет

Аутизм — виды, симптомы и причины

Термин “Аутизм” впервые употребил Эмиль Блейелер в 1928 году для характеристики особого вида мышления, которым управляет эмоциональная сфера психики. Проблемой детского аутизма по-настоящему заинтересовались в 1943 году после выхода в свет работы Лео Каннера “Аутистические нарушения аффективного контакта”. Несмотря на распространённость нарушения (1:10000) и на огромное количество публикаций, учёные так и не нашли ответы на многие вопросы, касающиеся аутизма.

Итак, под аутизмом понимается расстройство эмоционально-волевой и личностной сферы, которое проявляется в полной отгороженности от мира, расстройстве коммуникации, погружённости в свой собственный мир и трудностях социальной адаптации. Развитие малыша идёт по типу ассинхронии (какие-то сферы психики развиваются очень медленно и отстают от возрастной нормы, а каике-то сферы опережают показатели возрастной нормы).

Причины аутизма

Не до конца ясны причины возникновения аутизма. Одни учёные связывают расстройство с поражением ЦНС в пренатальном, натальном и постанатальном периоде, другие считают заболевание генетически обусловленным, третьи находят причину в неправильном воспитании (родительская холодность, слишком рациональный подход к воспитанию и т.д.). Многие учёные сошлись на мнении, что в ДНК может существовать особый генный комплекс, который отвечает лишь за предрасположенность к развитию аутизма. А уж будет ли ребёнок аутистом, зависит от действия неблагоприятных факторов (неправильное воспитание, тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы мозга и т.п.).

Виды аутизма

В 70-х гг. 20 века Лебединская К.С., Никольская О.С. предложили свою классификацию аутизма, разделив его на 4 группы.

Первая группа – это аутизм как “полная отрешённость от происходящего”. Ребёнок абсолютно мутичен, редкое гуление или лепет носят механический характер и используются как аутостимуляция. Дети предпочитает не иметь с миром никаких контактов, в игровой деятельности нет целенаправленного поведения. Ребёнок моторно ловок, гибок, иногда в поведении присутствует самоагрессия. Прогноз развития аутистов первой группы крайне из неблагоприятный.

Вторая группа характеризует аутизм как “активное отвержение”. Дети второй группы более активны, чем дети первой группы, но они избирательны во всём: любят, когда вещи лежат на одном и том же месте, избирательны в еде (например, едят всё длинное, но не притронутся к короткому), ходят по одному и тому же маршруту. Для них характерно ритуальное поведение (например, прежде чем выпить чай, ребёнок стучит ложкой по столу). Это ритуальное поведение абсолютно нелогично и неадекватно. При попытке взрослых что-то изменить, дети становятся агрессивными, устраивают истерики. Моторика нарушена, слабокоординирована. Дети говорящие, но усваивают речь стереотипно, о себе говорят во втором или третьем лице, любят читать стихи, используют выражения из сказок, цитаты. Со временем у таких детей формируются узкие жизненные стереотипы, мешающие им приспосабливаться к жизненной ситуации. При должном обучении такие дети могут учиться в массовой школе.

Читайте также:  ОКТИЛИЯ капли - инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания - Здоровье

Третья группа – аутизм как “захваченность своими аутистическими фантазиями”. Дети упрямы, конфликтны, они имеют свои интересы, на которых полностью зациклены (например, машины или динозавры). Дети идут на контакт и словоохотливы, но в разговоре они абсолютно не обращают внимание на собеседника, не задают ему вопросы, не смотрят в глаза и, как правило, тема разговора сводится к увлечению ребёнка. При этом, малыш может фантазировать, врать собеседнику о ситуациях, которые с ним не случались. Зачем? Фантазирование – это своего рода защита от мира, с которым ребёнок не может установить достаточный контакт, а речь – один из способов аутостимуляции. Ребёнок моторно неловок, его мышление абстрактно, оторвано от реальности. Такой малыш может легко играть в шахматы, но ему трудно справиться сбытовой ситуацией. Прогноз развития третьей группы детей с аутизмом один из самых благоприятных. Такие дети учатся в массовой школе, но им трудно приспосабливаться к жизни.

Четвёртая группа – аутизм как “чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия”. Дети этой группы не ищут общения и при малейших препятствиях стараются от него уйти (например, насмешка, шутка, агрессия). Они моторно скованны, неловки, редко смотрят в глаза, на лице присутствует испуг, речь затухающая, маловыразительная, аграмматичная. Эти дети очень ранимы и чувствительны к реакциям человека. Они привязаны к тем, кто относится к ним тепло и положительно отзывается о них. Для таких детей подобные люди – это гарант безопасности.

Симптомы аутизма

Как видно, существуют разные формы аутизма, но независимо от этого, аутизм как заболевание имеет свою симптоматику, по которой его можно распознать:

    Трудность в установлении коммуникации
    — отсутствие комплекса оживления, реакция на улыбку, смех;
    — нарушенна реакция на появление и уход матери;
    — неадекватная реакция на детей (страх, негативизм, агрессия, игнорирование);
    — неумение почувствовать состояние другого человека;
    — изменённое отношение к словесному общению (отсутствие отклика на имя,
    псевдоглухота);
    — изменённое отношение к физическому контакту (непереносимость или переносимость
    в малых дозах);
    — не подаёт сигналы при чувстве голода, жажды, мокрых пелёнках.

Наличие страхов
— сверхценные (страх одиночества, высоты);
— связанные с гиперчувствительностью (яркого света, тёмных цветов в одежде, дождя);
— бредоподобные (страх привидений, боязнь своей тени).

Приверженность к деталям, последовательности, идентичности. Реакция на смену обстановки неадекватна.

Чувство самосохранения снижено.

Стереотипы

— двигательные (раскачивание из стороны в сторону);
— сенсорные (включение и выключение света);
— вкусовые (сосание чего-либо);
— проприоцептивные (выгибание мостиком);
— речевые (эхолалии, повторение одних и тех же цитат, стихотворений, звуков).

Нарушение в умственной деятельности
— различные формы умственной отсталости;
— задержка психического развития;
— сохранный интеллект, но развивается парциально.

Нарушение игры
— преобладает игра неигровыми предметами;
— отсутствует произвольность в игре;
— без обучения игра остаётся на уровне манипуляций;
— предпочитают игры в одиночку;
— присутствуют игровые монологи.

Особенности в развитии аффективной сферы
— гипервозбудимость;
— расторможенность;
— агрессивность;
— немотивированные колебания настроения;
— невыраженность эмоциональных реакций.

Нарушение речи
— расстройство коммуникативной функции речи (ребёнок не использует речь для
общения);
— гуление запаздывает, лепет либо отсутствует, либо слабо выражен. Многие дети
начинают говорить сразу фразами;
— нарушения произношения разнообразны: от “чистой” речи до тяжёлых расстройств в
произношении;
— эхолалии;
— мутизм;
— речь скандированная, штамповая, редко используются личные местоимения, часто в
речи присутствуют заученные цитаты, научные обороты, употребляемые
неосмысленно;
— страдают темп, ритм, мелодика речи;
— отсроченные ответы на вопросы;
— автономность речи (отсутствие реакции на говорящего).

  • Раннее появление указанных выше расстройств (до 2, 5 – 3 лет).
  • От аутистов следует отличать детей с аутистическими чертами характера. В чём разница? В симптоматике аутизма встречаются все вышеперечисленные 10 признаков. Поэтому если ваш ребёнок неразговорчив, с трудом адаптируется к новому коллективу, боится всего нового, то это ещё не значит, что он аутист.
    Аутистические черты характера обычно сопутствуют какому-либо нарушению: ДЦП, умственная отсталость, нарушения зрения и слуха, тяжёлые нарушения речи, невропатия, акцентуации характера. Это происходит из-за отсутствия коррекционной помощи или из-за её несвоевременности, когда основной дефект мешает ребёнку адаптироваться в обществе, изолирует его от социума, и ребёнок чувствует себя лишним, ненужным, предпочитая ни с кем не общаться и уйти в собственный мир переживаний. Сами по себе аутистические черты возникают в случае педагогической запущенности, жестокого обращения с ребёнком.
    При своевременном обращении к психологу, логопеду, невропатологу и психиатру аутистические черты характера легко устранимы. А вот с аутистами всё сложнее. Дело в том, что в нашей стране не существует разработанной системы помощи таким детям. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) для них созданы частные реабилитационные центры, где оказывают медикаментозную помощь, проводят холдинг терапию, семейную психотерапию. А вот в провинциальных городах таких центров мало. Они очень маленькие и существуют в основном за счёт спонсорской помощи. К тому же недостаточно разработана система интеграции аутистов в массовую школу. Зачастую нормально развивающиеся дети просто не готовы принять аутистов в свой коллектив, а школьный персонал просто не знает, как с ними заниматься. Это особенные дети, и каждый ребёнок-аутист требует внимательного, трепетного отношения. Индивидуальные занятия с аутистом нужно не просто провести, а прожить. Ведь наглядный материал для занятия должен быть подобран с опорой на интересы, увлечения ребёнка, а также включать в себя эпизоды из его жизни. В процессе занятия педагог должен быть “вместе” с ребёнком, а не “над” ним. Важно чувствовать малыша, улавливать его настроение, эмоции, подключаться к любой деятельности, в которой он проявляет произвольность. У большинства учителей массовых школ не хватает на это ни времени, ни терпения. Поэтому обычно такие дети находятся на домашнем обучении, что изолирует их от общения со сверстниками и в какой-то степени тормозит развитие.

    Синдром Каннера

    Синдром Каннера – непроцессуальный вариант детского аутизма, ядерная форма. Клинические проявления:

    1) Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни. В грудном возрасте отсутствует “комплекс оживления” при контакте с матерью (ребенок не реагирует на ее уход, приход, пассивен или негативистичен к ней). Иногда отмечается симбиоз – ребенок не расстается с матерью, но не проявляет к ней ласки.

    2) Аутизм – “уход в себя”, проявляется в виде самоизоляции с неспособностью к установлению контакта с окружающими (т.е. контакты с окружающими снижены или отсутствуют):

    • — ребенок погружен в свой внутренний мир;
    • — смотрит “мимо” детей, играет “около”;
    • — не отвечает на обращенные к нему вопросы;
    • — речь нередко обращена в пространство, ответы носят характер непосредственных и отставленных эхолалий (“граммофонная или попугайная речь” по Каннеру);
    • — нередко называет себя во 2-м или 3-ем лице (отмечается задержка развития личного местоимения “Я”).
    Читайте также:  Бензилбензоат инструкция, состав, показания, действие, отзывы и цены

    3) Отсутствует адекватное эмоциональное реагирование (холодны, отчуждены с близкими).

    4) Внешне это обычно красивые дети с “задумчивым, сонным, отрешенным” лицом (“лицо принца” по Каннеру) — настороженно-напряженным и недовольным в присутствии людей и удовлетворенным при их уходе.

    5) Обращает на себя внимание крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными. Также отмечается слабость эмоционального резонанса с гиперестезией к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Т.е. окружающая среда для них является источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается отрицательнымфоном настроения.

    6) Болезненная гиперестезия и эмоциональный дискомфорт приводят к повышенной боязливости, легкости возникновения страхов у детей-аутистов. У них часто отмечаются страхи шума бытовых приборов, воды, ветра, которые могут сохраняться годами. (Аутистические страхи связаны с искаженным восприятием окружающего мира, который воспринимается на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно).

    7) Для аутичных детей типичен “феномен тождества” — стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. Казалось бы не замечающий ничего вокруг, ребенок может отреагировать бурным и непонятным для родителей возбуждением в ответ на незначительные изменения в окружающем. Это предельное выражение страха новизны в целом, выражающегося в крайне трудном принятии любых изменений (в еде, одежде, обстановке, маршрутах прогулок и т.д.). К этому примыкает и непереносимость взгляда в глаза — человеческое лицо оказывается для аутичного ребенка до болезненности избыточно изменчивым.

    8) Поэтому для детей-аутистов характерно отсутствие или недостаточность зрительного контакта (который воспринимается как чрезмерный раздражитель). Отсутствие взгляда в лицо создает трудное и для родителей, и для врача переживание отстраненности, отчуждения, приводящее к попыткам активно стимулировать зрительный контакт. Но результатом чаще всего становится полное прекращение контакта.

    9) При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность к отличению их от неодушевленных предметов. Аутичный ребенок относится к людям как вещам, “ходит мимо людей”, “смотрит сквозь людей”, не реагирует на обращение и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями интересующих его свойств, что может вводить в заблуждение родителей, приписывающих его внимание себе.

    10) Физический контакт, если и случается, носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя формальное впечатление агрессии: ребенок может наступить на голову другому ребенку или обнять за голову так, что тот не может дышать.

    11) Аутичный ребенок не только не участвует в детских играх, но и в своей одинокой игре не обнаруживает коммуникативных тенденций (характерных для здоровых детей). Игровая деятельность носит стереотипный, монотонный характер. Чаще всего это механические манипуляции с неигровыми (веревки, гвозди, бумажки) (реже игровыми) предметами (например, ребенок стереотипно перекладывает кастрюли, включает и выключает свет). Отмечается овладевающее пристрастие к играм с неконструктурированным материалом (песком, водой).

    12) В последнее время получены данные, согласно которым 70-80% детей с синдромом Каннера страдают умственной отсталостью. Но в любом случае отмечается неравномерность интеллектуального развития и “западение” невербальных показателей по сравнению с вербальными при исследовании по методике Векслера. Нормальная интеллектуальная деятельность всегда характеризуется аутистической направленностью (игры, интересы, фантазии оторваны от реальной ситуации).

    13) Речь, вне зависимости от того, развивается она в обычные сроки, с задержкой или, наоборот, с опережением, не используется или используется крайне ограниченно в коммуникативных целях. Речевая продукция обычно спонтанна, ограничивается непосредственными и (или) отставленными эхолалиями (внеситуативным и стереотипным воспроизведением когда-то слышанного). В более мягких случаях обращает на себя внимание несоответствие правильной (грамматически и синтаксически), сложной речи с неспособностью к диалогу. Модуляции голоса вычурные и неестественные, интонирование бедное. При хорошем развитии речи ребенок часто использует метафорические высказывания, необычные языковые стратегии.

    14) Особенности коммуникативности взаимосвязаны с формированием “Я”, которое у многих детей с аутизмом происходит лишь к 6-8 годам. Местоимение “Я” появляется в речи не раньше, чем ребенок начинает достаточно свободно и правильно использовать местоимения “он, она, они” и “ты”. Даже к 5-6 годам большинство детей называют себя по имени или во 2-ом или 3-ем лице, не используя слово “Я”, которое, однако, произносят в эхолалической речи.

    15) Для детей, страдающих аутизмом типична недостаточность моторики – движения угловатые, неловкие, нередко с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости отмечаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движений.

    16) Клиническое проявление симптоматики при синдроме Каннера происходит на 1-ом году жизни. Однако в поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: “Странный, не такой как все”. Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха.

    При сборе анамнеза нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен (“как мешочек с песком”), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т.д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного вида или цвета. (Некоторые исследователи считают, что ригидность, жесткость и агрессивность при взятии на руки более характерны для тех детей, у которых в будущем развивается шизофрения, тогда как пассивность более присуща непроцессуальному синдрому Каннера).

    17) Аутизм, как его понимал Каннер, отличается от шизофрении отсутствием процессуальной прогредиентности и имеет тенденции к (разной степени) положительной динамике. Динамика стержневых для аутизма коммуникативных трудностей обнаруживает ряд закономерностей, выявляемых по мере спонтанного или терапевтического улучшения состояния. Первоначально отсутствующий или грубо недостаточный контакт с матерью сменяется симбиотическим, что происходит у разных детей в разном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей динамики созревания — у одних детей в 2-3 года, у других — в 5-7 лет. На этом этапе сепарация от матери приводит к тревоге, протестам, а в крайних случаях — к реакциям психотического типа. По мере сглаживания симбиотического контакта с матерью постепенно развиваются контакты с другими людьми: сначала с близкими и хорошо знакомыми взрослыми, затем с более широким кругом взрослых и старшими детьми, затем с детьми младше себя и лишь в последнюю очередь со сверстниками.

    18) Прогноз при детском аутизме зависит:

    • — от тяжести собственно аутистических проявлений,
    • — наличия или отсутствия выраженных органических поражений,
    • — темпа развития интеллекта и речи,
    • — и времени начала лечения (патогенетический эффект медикаментозных средств максимален в возрасте до 7-8 лет, после чего лекарства оказывают симптоматическое, “косметическое” действие; а медико-педагогичекая и психологическая помощь наиболее продуктивна на базовых этапах (до 5-7 лет) формирования личности).
    • Письменная Н.В.

    Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

    Ссылка на основную публикацию
    Терминология кишечного производства – НАТУРЕЗА
    Брыжейка - что это такое? Описание, строение, функции, патологии Одно из самых ранних упоминаний о брыжейки относится к трудам Леонардо...
    Тайный и явный смысл человеческого пота — BBC News Русская служба
    Пот исцеляет организм: 8 фактов о том, почему потеть полезно Здоровый образ жизни Читайте также: Некоторые люди делают всё, чтобы...
    Тактика и неотложная помощь фельдшера при синдроме токсикоза с эксикозом у детей на догоспитальном э
    Кишечный токсикоз с эксикозом Кишечный токсикоз с эксикозом — патологическое со­стояние, являющееся результатом действия на макро-организм токсических продуктов и сопровождающееся...
    Термометрия общая (сестринское дело)
    Термометрия общая (сестринское дело) Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по специальностям: 060101 Лечебное...
    Adblock detector