ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ - Фрактал HD

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ — Фрактал HD

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ — иммобилизация челюстей при их переломах, а также при заболеваниях пародонта с помощью специальных приспособлений (шин) из металла, пластмассы или подручного материала.

Различают временную (транспортную) и постоянную (лечебную) иммобилизацию. Временную иммобилизацию осуществляют путем наложения повязок или лигатурного связывания зубов, постоянную — главным образом назубными проволочными шинами, реже зубонадесневыми и надесневыми шинами.

Временная иммобилизация при переломах челюстей, заключающаяся в фиксации отломков, имеет целью уменьшить боль и травматизацию мягких тканей острыми краями поврежденных костей, при обширных повреждениях нижней челюсти со значительным смещением отломков она устраняет опасность асфиксии. Временная иммобилизация не обеспечивает устойчивой фиксации отломков в правильном положении, поэтому применение ее допустимо лишь на период транспортировки больного в ближайшее специализированное лечебное учреждение. Временная иммобилизация, продолжающаяся более 1—2 суток, особенно при наличии резко смещенных или подвижных отломков, затрудняет последующую репозицию и может способствовать сращению отломков в неправильном положении.

Наиболее простой способ временной иммобилизации при переломах нижней челюсти — фиксация ее к неповрежденной верхней путем кругового бинтования через голову (под нижнюю челюсть подкладывают дощечку, обернутую ватой и марлей) или наложения пращевидной повязки (см. рис. 5 к ст. Десмургия). Более удобны стандартные повязки: мягкая матерчатая шина-праща Померанцевой — Урбанской, удерживаемая на голове с помощью резиновых полосок, укрепленных на лоскуте ткани; жесткая шина-праща, имеющая опорную головную шапочку, к которой праща крепится с помощью резиновых полосок (см. рис. 9 к ст. Стоматологическая техника).

При переломах верхней челюсти временную иммобилизацию осуществляют с помощью подручных средств, например деревянной планки или линейки, которую подводят под зубы и подвязывают за концы к круговой повязке, наложенной на свод черепа (рис. 1). В некоторых случаях при незначительном повреждении верхней челюсти и неповрежденной нижней с сохранившимся зубным рядом, временная иммобилизация достигается наложением шины-пращи. Стандартная металлическая верхнечелюстная шина, используемая для транспортной иммобилизации, состоит из шины-ложки, вставляемой в ротовую полость, с боковыми стержнями, расположенными снаружи по обеим сторонам верхней челюсти.

Стержни служат для крепления шины с помощью резиновых полосок к опорной головной шапочке (рис. 2). При наложении шины ее внутриротовую часть выстилают ватно-марлевой прокладкой.

Лигатурное связывание зубов (лигатурная повязка) с целью временной иммобилизации показано при наличии не менее двух устойчивых зубов на каждом из отломков. Зубы связывают на одной челюсти (одночелюстное связывание) или на обеих, а затем соединяют (межчелюстное связывание). Фиксация отломков путем наложения лигатурной повязки допустима на срок не более 3—4 дней из-за опасности расшатывания зубов. Методика лигатурного связывания зубов проста; такая повязка мажет быть наложена в любом медицинском учреждении. Под местной анестезией проводят репозицию отломков. Затем бронзоалюминиевую проволоку толщиной 0,2—0,5 мм, длиной 6—8 см проводят с помощью анатомического пинцета в межзубный промежуток, охватывают два соседних зуба в области шеек, выводят конец проволоки наружу, соединяют оба конца и скручивают по часовой стрелке. Такие лигатуры накладывают по обе стороны от перелома и соединяют между собой, достигая скрепления отломков. Концы лигатур подгибают таким образом, чтобы они не травмировали слизистую оболочку ротовой полости. Более удобен способ, предложенный Айви (R. Н. Ivy). Отрезок проволоки длиной 6—8 см сгибают пополам в виде шпильки и скручивают так, чтобы образовалась небольшая петля (рис. 3). Концы проволоки вводят между зубами, намеченными для фиксации, и, обмотав ими вокруг шейки двух соседних зубов, выводят на наружную их поверхность, протаскивают через петлю и связывают между собой, скручивая по часовой стрелке. При необходимости межчелюстного связывания лигатурные повязки накладывают на зубы-антагонисты и соединяют отрезком проволоки, пропущенным через петли лигатур.

Постоянную иммобилизацию применяют в основном при переломах нижней челюсти. Для этого используют шины, изготавливаемые вне-лабораторным и лабораторным способами. Внелабораторным способом изготавливают более простые, главным образом назубные проволочные шины и шины из быстро-твердеющей пластмассы; лабораторным способом (в специальных зуботехнических лабораториях) — сложные шины по оттискам, снятым с челюстей больного. Сложные шины нередко представляют собой репонирующие и иммобилизирующие аппараты.

Шинирование при переломах нижней челюсти в основном производят с помощью назубных проволочных шин. Метод предложен в 1915 году С. С. Тигерштедом. Перед наложением назубных шин отломки челюсти репонируют под проводниковой анестезией. Проволочные шины изготовляют вручную, моделируя их по величине и форме зубной дуги пострадавшего и в зависимости от локализации перелома, его характера, наличия зубов на отломках челюстей. Для этого используют алюминиевую проволоку диаметром около 2 мм; шину привязывают к зубам лигатурными повязками из бронзоалюминиевой проволоки.

Одночелюстную гладкую шину (гладкая скоба) применяют при линейных переломах нижней челюсти, легко вправимых, расположенных в пределах зубного ряда, при наличии не менее 2—3 устойчивых зубов на каждом отломке (рис. 4, а, б, в). При небольших дефектах в зубном ряду накладывают шину с распорочным изгибом (рис. 4, г). В случаях, когда большой отломок смещается в сторону перелома, используют шину с наклонной плоскостью (рис. 4, д). В большинстве случаев при переломах нижней челюсти используют шину с зацепными петлями (рис. 4, е).

Читайте также:  Как определить проблемы со здоровьем по привкусу во рту

Зацепные петли на шине изгибают с таким расчетом, чтобы они соответствовали наружной щечной или губной выпуклости зуба, а не межзубному промежутку. Привязав зацепные шины к зубам, верхнюю и нижнюю челюсти соединяют резиновыми кольцами, создавая тягу в определенном направлении для обеспечения репозиции отломков и восстановления правильного прикуса (межчелюстная фиксация). Существуют усовершенствованные шины с зацепными петлями. Так, в модификации А. И. Степанова на гладкую шину до ее закрепления на челюсти надевают готовые крючки; Г. А. Васильевым разработана стандартная назубная ленточная шина с зацепными крючками, которую фиксируют на челюсти лигатурной проволокой.

Зубонадесневые и десневые шины применяют при переломах нижней челюсти с беззубыми отломками, дефектами костной ткани, при локализации перелома вне зубного ряда. Их изготавливают из пластмассы лабораторными методами. К этому виду шин принадлежит шина Вебера, представляющая собой пластинку, напоминающую съемный ортопедический протез. При локализации перелома за зубным рядом используют шину Вебера с наклонной плоскостью, которая предотвращает смещение большого отломка в сторону перелома. Шина Порта служит для иммобилизации отломков при отсутствии зубов на обеих челюстях. Она состоит из двух пластинок — для верхней и нижней челюсти, сваренных между собой; в переднем отделе шины имеется отверстие для приема пищи.

Шины из быстротвердеющей пластмассы применяют для иммобилизации отломков при переломе челюстей различной локализации. Этот вид шин показан при переломах челюстей в сочетании с лучевыми поражениями. Фиксацию шин к зубам осуществляют с помощью капроновой нити или бронзоалюминиевой проволоки. При дефекте зубного ряда в области перелома иммобилизацию отломков можно произвести с помощью капп (см.) из быстротвердеющей пластмассы, изготовленных в форме мостовидного протеза.

Одночелюстную и межчелюстную фиксацию можно осуществить с помощью колпачковых шин, которые штампуют из одного куска листового металла для каждого зуба или для нескольких зубов в виде каппы.

При невозможности иммобилизации с помощью шин, например при чрезмерном смещении фрагментов, дефектах костной ткани, наличии беззубых отломков, а также при необходимости более раннего восстановления функции челюсти применяют оперативные методы лечения с использованием внеротовых методов фиксации и различных способов остеосинтеза (см. Челюсти).

Шинирование при заболеваниях пародонта — объединение группы зубов в единый блок с целью иммобилизации подвижных зубов и распределения жевательного давления на сохранившиеся зубы.

Временное шинирование зубов осуществляют при обострении заболевания, оперативных вмешательствах, после перемещения зубов при применении ортодонтических методов лечения (см.). Постоянные шины используют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время.

Шины могут быть съемными и несъемными, а по протяженности — цельными (для всей челюсти) и частичными (для группы зубов). Несъемные шины обеспечивают длительную и прочную фиксацию, удобны, отвечают косметическим требованиям, однако недостатком этого вида шин является необходимость препарирования зубов. Из съемных шин наиболее надежно устраняют функционные перегрузки пародонта бюгельные шинирующие протезы. Шина-протез представляет собой металлический каркас, одним из основных элементов которого является соединяющая дуга (бюгель). Дуга может быть широкой или узкой, в ряде случаев иметь форму рамы. В каркасе протеза имеются фиксирующие и разгружающие приспособления в виде удерживающих и опорно-удерживающих кламмеров (см. Зубные протезы) различной конструкции — когтевидных, кольцевидных, непрерывных многозвеньевых, с окклюзионными накладками (цветн. рис. 1—4). Как правило, в протезе имеются искусственные зубы, восполняющие дефекты зубных рядов.

3аусаев В. И. и др. Хирургическая стоматология, с. 348, М., 1981; Руководство по ортопедической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1974; Руководство по хирургической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1972.

Лигатурные назубные повязки

Межчелюстное лигатурное скрепление – наиболее часто применяемый вид временной иммобилизации отломков челюстей. Это скрепление обязан выполнить любой стоматолог. Связывание чаще производят бронзово-алюминиевой проволокой (лигатурой) диаметром 0,4-0,5 мм или полиамидной нитью диаметром 0,5-0,6мм на срок не более 1-3 суток (для предотвращения расшатывания зубов).

Показания к применению:

1. Для фиксации отломков нижней челюсти между собой, при условии, что на каждом из них имеются не менее 2-3-х устойчивых зубов (мономаксиллярная — одночелюстная повязка);

2. Фиксация отломков нижней челюсти, имеющих устойчивые зубы, с устойчивыми зубами неповрежденной верхней челюсти (бимаксиллярная — двучелюстная повязка);

3. Мономаксилярное шинирование при переломах альвеолярного отростка с применением подбородочной повязки;

1. Межчелюстное связывание при одновременных переломах нижней и верхней челюстей;

2. Для межчелюстного скрепления при подвижных зубах и зубах находящихся в щели перелома.

3. Для межчелюстного лигатурного скрепления при сотрясении головного мозга, возможности кровотечения из полости рта, опасности возникновения рвоты при транспортировке.

Первой из известных лигатурных повязок является восьмиобразная по Гиппократу, теперь она имеет только историческое значение.

Жесткая межчелюстная повязка по А.А.Лимбергуприменяется с целью фиксации отломков нижней челюсти к зубам верхней, путем скручивания между собой концов лигатур в преддверии полости рта. Такое закрепление отломков применяется с пращевидной повязкой на срок не более 10 суток.

Межчелюстное лигатурное связывание по Айви (1), Гейкину (2), Вильга (3):

Читайте также:  11 видов женских оргазмов, большинство из которых реально вызвать - Лайфхакер

Способ Айви прост в изготовлении, функционален и более удобен, чем другие методы, так как при его применении не образуется грубых клубков проволоки в преддверии полости рта. При необходимости открыть рот, достаточно перерезать 2 вертикальные проволочные лигатуры, проведенные через петли.

Способ Вильга неудобен тем, что для межчелюстной фиксации требуются специальные «пуговички» с двумя отверстиями.

Способ по Гейкину нерационален, т.к. при этом применяются неэкологичные свинцовые дробинок с отверстиями.

По Казаньяну (межчелюстная фиксация производится путем скручивания концов двух восьмиобразных лигатур между собой);

По Е.В.Гоцко (при помощи полиамидной нити):

— первый вариант;

— второй вариант.

Шинирование зубов, для чего нужно и какие виды применяют

Содержание страницы:

Шинирование зубов представляет собой стоматологическое мероприятие, направленное на укрепление подвижных зубов: предотвращение их расшатывания и выпадения. На зуб накладывается специальная шина, фиксирующая его на одном месте.

Зубная подвижность является серьезной патологией, и бороться с ней нужно в срочном порядке, иначе можно навсегда потерять шатающийся зуб. Если ребенок жалуется на подвижность молочного зуба, то бояться нет смысла, а вот при движении постоянных зубов у человека взрослого визит к стоматологу откладывать нельзя.

Зачем проводят шинирование

В большинстве клинических случаев зубной подвижности проводится шинирование зубов при пародонтите. Однако это не единственное показание. Читайте также: Какие проблемы с зубами решает пародонтолог

Аномалия зубной подвижности знакома не только пациентам, страдающим от стоматологического заболевания: травма, плохая наследственность, неудовлетворительная гигиена, снижение иммунитета и вредные привычки могут послужить толчком к возникновению проблемы.

Шина на зубы не позволяет проблемным зубам выпадать и помогает зубным единицам выполнять жевательную функцию и сохранять естественный здоровый вид. Фронтальные зубы наиболее заметны, потому широкое распространение получило шинирование передних зубов на обеих челюстях – эстетика этих зубов наиболее важна.

Сама процедура шинирования зубов при пародонтите – это наложение на зубную поверхность с внутренней стороны стекловолоконной ленты либо тонкой проволочки, то есть шины. Чтобы добиться хорошего эффекта такого лечения шина должна соответствовать некоторым требованиям:

  • обеспечивать прочную и надежную фиксацию, исключающую расшатывание зубных единиц в любых направлениях;
  • не препятствовать полноценному выполнению гигиенических мероприятий во рту;
  • не травмировать язык, десны и зубы;
  • выглядеть красиво или быть незаметной;
  • не мешать дикции;
  • не вызывать дискомфорт в ходе приема еды.

Шинирование при пародонтите

Процедура шинирования – одна из важнейших составляющих комплекса лечебных мероприятий при пародонтите. Это заболевание сопровождается десневыми кровотечениями, разрушением тканей, окружающих зубы, гнойными выделениями. Средняя и тяжелая форма болезни характеризуется подвижностью зубов. Зубные единицы приходят в движение в результате атрофии костной ткани, когда патологический процесс распространяется более, чем на одну четвертую часть длины зубного корня. Чем сильнее кость атрофируется, тем больше расшатываются зубы.

Если лечением пародонтита не заниматься, то губительные симптомы данного заболевания прогрессируют. Зубам становится все тяжелее и тяжелее справляться с жевательной нагрузкой, и они начинают деформироваться, отклоняясь по разным сторонам. Если существует возможность сохранить шатающиеся зубы, перед началом пародонтологического лечения на них обязательно накладываются шины.

Методики шинирования

При наличии определенных показаний шинировать зубы можно на длительный либо короткий срок. Может различаться также конструкция самой шины.

По длительности функционирования шины бывают постоянными и временными. Шины постоянного типа могут сниматься (протезы) и не сниматься (ленты, нити, проволоки, композиты). Для шинирования может использоваться: стекловолоконная либо арамидная нить, медная проволока, протез, коронка.

Какую методику лучше задействовать в той или иной ситуации определяет стоматолог, потому что выбор способа наложения шины и ее материала напрямую связан с клинической картиной проблемы. Перед использованием шины врач выясняет степень повреждения пародонтальных тканей, локализацию и характер разрушительного процесса. Кроме того, специалисту нужно выявить особенности прикуса пациента, посчитать, скольких зубов уже нет, и оценить общее состояние ряда зубов

Временное и постоянное

Временные шины

Эта разновидность шинирования наиболее часто используется в стоматологической практике. Непостоянные шины предназначены для ограничения зубной подвижности, уменьшения нагрузки на зубной ряд и постепенного выравнивания всех зубов. После установки шины проводится комплексное лечение заболевания, спровоцировавшего движение зубов. Если же зубы расшатались из-за травмы, через какое-то время они снова укрепятся на своих обычных местах, и шина больше не понадобится. Непостоянные шины снимаются стоматологами без ущерба для зубов.

Временное шинирование подразумевает использование полупостоянных и временных шин. Первые носятся, как минимум, месяц, но процесс может затянуться на несколько лет. Предназначаются полупостоянные шины для устранения проявлений пародонтальных заболеваний. Временные шины носятся не дольше месяца – их могут снять и через день, все зависит от корректируемой патологии. Как правило, временные шины хорошо справляются со стабилизацией зубов при остром воспалении, травме либо в процессе подготовки к хирургическому вмешательству.

Постоянные шины

Если появляется необходимость зафиксировать расшатывающиеся зубы на долгий промежуток времени, обращаются к шинам постоянного типа. Съемные и несъемные постоянные шины имеют различные функциональные свойства, а именно:

  1. Конструкции съемного типа ограничивают зубную подвижность только в горизонтальной плоскости. Они не препятствуют лечебным процедурам (ни хирургическим, ни терапевтическим), не травмируют маргинальный пародонт, не мешают осуществлять гигиену. Чтобы носить эти шины можно не препарировать зубы.
  2. Несъемные конструкции не позволяют зубам двигаться в трех плоскостях. Они могут мешать лечению, травмировать пародонт, усложнять гигиену. Перед установкой коронок зубы подвергаются механической обработке.
Читайте также:  Причины повышенного давления у подростков

Лечебные свойства шин постоянного типа неодинаковы – несъемное шинирование предпочтительнее съемного. Несъемные шины надежно закрепляют шатающиеся зубы, собирая их в блок, способный более качественно противостоять разносторонним силам, давящим на зубные единицы в ходе пережевывания пищи. Период привыкания к несъемным шинам не долгий, и речь они почти не нарушают.

По конструкции

Шинирование стекловолокном

Самым надежным методом шинирования считается шинирование зубов стекловолокном. Рассмотреть стекловолоконную шину на зубах можно далеко не всегда, потому что оттенок этого материала совпадает с цветом зубной эмали. Изготавливается нить из стекловолокна перед процедурой непосредственно. Сама процедура наложения шины выглядит таким образом:

  1. Введение местного обезболивающего.
  2. Проделывание небольших углублений с внутренней стороны резцов.
  3. Помещение в углубления стекловолоконной ленты.
  4. Заполнение углублений композитным материалом.

Нить захватывает не только неустойчивые резцы – в блок включаются опорные клыки, впоследствии выдерживающие большую часть нагрузки при жевании. Когда процедура заканчивается, крепко соединенные вместе резцы становятся неподвижными. Нагрузка распределяется по всем зубам в конструкции, даже если в кусании принимает участие лишь резец.

Вантовое шинирование

Когда наступает тяжелая степень пародонтита, и требуется незамедлительная фиксация подвижных зубов, обращаются к такой разновидности шинирования. Шины для вантового шинирования выполняются из износостойкого синтетического материала – арамидного волокна. Это волокно прочно и долговечно, оно не стирается, не окисляется и не травмирует зубы. Чувствительность отдельных пациентов к инородным элементам не препятствует установке арамидного волокна.

Шинирование вантовое не слишком отличается от предыдущего с использованием стекловолокна: в нестабильных резцах делаются выемки, в которые в горизонтальном положении помещается лента, оставшиеся бороздки скрываются подобранной под оттенок зубов пациента светоотражающей пломбой.
В некоторых трудных случаях это единственный способ гарантированно сохранить двигающиеся зубные единицы. На зубы равномерно распределяется нагрузка, и костные ткани перестают разрушаться.

Шинирование бюгельными протезами

Протезирование бюгельным шинирующим протезом предполагает устранение подвижности зубов при помощи съемной конструкции. Такой протез актуален при заболеваниях пародонта. Он спасает оставшиеся в лунках зубы и заменяет уже утраченные. Металлическая дуга протеза плотно прилегает к внутренней стороне зубов и фиксируется за счет специальных креплений. Опорные зубы, на которых закрепляется конструкция, обычно прячутся под коронки, чтобы нагрузка с двигающихся зубов равномерно распределялась на здоровые зубы и челюсть.

Конструкция бюгельного типа подбирается для каждого пациента индивидуально с учетом количества и состояния утраченных зубов, прикуса, возраста, а также некоторых иных факторов.

Шинирование коронками

Данная методика подразумевает закрепление зубов при помощи коронок, спаянных вместе. Перед процедурой зубы, на которые планируется надеть коронки, обрабатываются. Из них может удаляться пульпа, за чем следует пломбировка каналов корней. Зубы обязательно обтачиваются, чтобы на них можно было надеть коронки.

Подвижные зубные единицы шинируются коронками достаточно прочно и надолго, но отзывы пациентов свидетельствуют о том, что такая процедура стоит очень дорого, да и необходимость обработки зубов под коронками не всегда радует.

Шины-коронки изготавливаются из различных материалов. Для шинирования фронтальных зубов используется керамика (эстетичный вариант) или металлокерамика (менее эстетично, но более надежно). Функции и форму жевательных зубов в целях экономии можно восстановить при помощи металлических коронок, если эстетика не важна. Читайте также: Как лечить пародонтоз десен — методы и профилактика

При переломе челюсти

При переломе челюсти кости фиксируются шинами из быстротвердеющих пластмасс либо проволоки из металла. Существует несколько типов шин, накладываемых на поломанную челюсть:

  1. Одночелюстная. Используется при линейных переломах нижней челюсти, если на ней остаются, как минимум, два неподвижных зуба. Также необходимо, чтобы зубные обломки не сместились по отношению друг к другу, и была возможность вернуть их на места.
  2. Двучелюстная. Подходит для сложных переломов.
  3. Гладкая. Предназначена для простых дефектов.
  4. С распорочным изгибом. Накладывается, когда в месте перелома не хватает зубов.
  5. С зацепными крючками. Применяется при переломах множественного типа и трудных переломах со смещением.

Возможно одновременное наложение двух типов шин. К примеру, шина двучелюстная с крючками исправляет перелом со смещением на верхней челюсти. А если отсутствуют зубы либо появился сильный дефект ткани кости, лучше всего применить две шины – с изгибом и с крючками.

Шинирование после брекетов

В некоторых случаях, чтобы закрепить результат ортодонтического лечения и предотвратить возвращение аномалий прикуса, на зубы накладываются шины. Шинирование зубов после брекетов – это последний этап мероприятий по исправлению прикуса, от которого зависит итог лечения брекет-системой.

Перед наложением шин стоматолог осуществляет санацию полости рта, вылечивает заболевания ротовой полости и депульпирует зубы, при необходимости. Шины закрепляются всегда на обеих челюстях, и всегда временные. Когда новая костная ткань заканчивает свое формирование, шины снимают.

Ссылка на основную публикацию
Шелушение кожи (вокруг рта, на бровях и носу) что делать, почему шелушится
Шелушение кожи головы: от чего возникает и как избавиться Явление, когда шелушится кожа на голове, возникает у многих людей. Оно...
Что такое паховая грыжа, чем она опасна и как ее лечат МЦ ADONIS
Распространенные осложнения паховой грыжи у мужчин Осложнения паховой грыжи у мужчин не только приводят к появлению острой симптоматики и ухудшению...
Что такое плацента и для чего она нужна 10 интересных фактов
Что такое плацента и для чего она нужна: 10 интересных фактов Плацента работает как железа – она производит гормоны, важные...
Шелушение кожи на ушах — причины и лечение
Почему шелушится кожа внутри ушей — причины неприятного явления и варианты лечения Нередко мужчины и женщины сталкиваются с ситуацией, когда...
Adblock detector