ЭЭГ и РЕГ – чем отличаются, что лучше

ЭЭГ и РЕГ – чем отличаются, что лучше

Научно-практический центр психофизиологии
аномального развития

E-mail: kozhushko@ihb.spb.ru

  • Главная страница
  • Чем мы можем Вам помочь
  • Кто с Вами будет работать
  • Что почитать
  • Как нас найти
  • Научная работа
  • Количественная ЭЭГ
  • Карта сайта

Реоэнцефалография (РЭГ) — один из методов функциональной диагностики, который применяется в клинической практике для исследования кровообращения головного мозга. Он так же, как ЭЭГ, не связан с воздействием на голову ребенка; безопасен, не вызывает неприятных ощущений у маленького пациента. Метод РЭГ позволяет получить информацию о состоянии кровотока в основных сосудах мозга одновременно: в сонных и позвоночных артериях справа и слева, о состоянии тонуса и эластичности сосудистой стенки, ее реакции на функциональные и лекарственные нагрузки на разных этапах лечебного процесса (включая мануальную терапию, массаж, остеопатию).

Метод основан на регистрации собственной активности сосудов мозга, точнее пульсовой волны, которая по ним распространяется после сокращения сердечной мышцы. Кислород, как и углекислый газ, а также питательные вещества — все этот попадает в мозговую ткань через кровь. А ее, в свою очередь, приносят сосуды мозга. Вот и налицо связь между уровнем активности нервных клеток, их устойчивостью к нагрузкам и характером мозгового кровотока.

Метод РЭГ давно известен и заслужен, лишь последнее время был активно вытеснен ультразвуковой допплерографией (УЗДГ). Бум увлечения ею сейчас начал спадать, расставив все на свои места. РЭГ все также в известных пределах информативна для оценки функциональных возможностей сосудистой системы. УЗДГ оценивает скорость прохождения крови по сосудам, которая, естественно, замедляется при наличии каких-либо препятствий. Поэтому без УЗДГ не обойтись при наличии органических (структурных) изменений сосудов: у детей тоже бывают патологические сужения сосудов, их чрезмерная извитость и прочие нарушения.

В нашм институте обследование детей с помощью РЭГ много лет осуществляет Юрий Константинович Матвеев. Наши совместные исследования последних лет связаны с сопоставлением особенностей ЭЭГ и характеристик мозгового кровотока — в покое и при нагрузках у детей с последствиями поражения центральной нервной системы (ЦНС) вследствие неблагополучной беременности и родов.

Так что мы можем сказать по данным РЭГ?

Упрощенная схема выглядит так: две трети мозгового кровотока у детей обеспечиваются за счет крупных сонных артерий (бассейн внутренних сонных артерий — БВСА — или каротидный бассейн) и одна треть — за счет позвоночных артерий (вертебро-базилярный бассейн — ВББ). В покое оценивается уровень достаточности (или возрастного дефицита) пульсового кровенаполнения сосудов перечисленных бассейнов.

Когда на ЭЭГ много медленных волн, указывающих на снижение состояния мозга, мы рекомендуем пациентам сделать дополнительно РЭГ — исследование. Надо проверить, не связано ли это снижение с дефицитом кровотока. Нередко в этих случаях у детей падает и уровень электрогенеза ЭЭГ в целом — до 10-30 микровольт (мкВ) вместо 50-100 мкВ. Именно эти два показателя — низкий уровень активности ЭЭГ в целом и преобладание медленных волн в покое или при нагрузке являются основанием для дополнительного РЭГ-исследования, если оно исходно не было назначено направляющим неврологом. Изредка случается, что мы и ошибаемся, но не более, чем в одном случае из 10. А это значит, что наши предположения во многом верны.

Отметим, что дефицит кровотока по каротидному бассейну у малышей все-таки редкость — не более 5% случаев (в отличие от подростков), а вот по позвоночным артериям — намного чаще Плохая осанка нынешнего поколения любителей посидеть — явление, к сожалению, уже дежурное. Дело в том, что позвоночные артерии потому так и называются, что идут вдоль шейного отдела позвоночника к голове, и, если он (позвоночник) неустойчив, искривлен, то позвоночные артерии, соответственно, от этого страдают — придавливаются, пережимаются, раздражаются. То есть в случае позвоночных артерий (а за ними, как уже говорилось, треть общемозгового кровотока) ограничение может иметь чисто механический характер за счет нарушений структуры позвоночника, особенно в шейном отделе, соединяющем позвоночник с черепом. Сейчас, к сожалению, нестабильность шейных позвонков, отклонения в правильном соединении черепа с верхне-шейными позвонками перестали быть анатомической редкостью.

Это обостряется при нагрузках с наклонами и поворотами головы, когда это пережатие (компрессия) может появиться, если его не было, или резко вырасти при исходно малой величине. Это естественным образом приведет к падению кровотока в пережатом сосуде, как если бы вы пережали садовый шланг: текло по нему хорошо, но передавливание создает препятствие на пути жидкости. Пережатие позвоночных артерий есть и в норме, но снижение кровотока при этом у детей не должно быть более 20%, а у наших пациентов может достигать 50-70 %.

Итак, если наши подозрения после обследования подтверждаются, лечебные мероприятия для ребенка должны включать в себя средства, улучшающие мозговой кровоток.
Как же живут дети с вышеописанными дефицитами? До поры — до времени неплохо. Чаще всего проблемы начинаются со школы, когда сидеть приходится дольше, двигаться меньше (в том числе и на переменах), а дома — снова за стол делать уроки, а потом телевизор, или компьютер, или игра на скрипке. Нагрузка достигла критической величины и следом за этим — жалобы на головные боли (чаще к вечеру, после школы), усталость, вялость, сонливость и проч… У кого-то проходит после отдыха, кто-то мается, пока не заснет.

Читайте также:  Как отучить мужа от алкоголя - лечение зависимости медикаментами, народными средствами и заговорами

Дошкольники с нарушениями развития при нагрузке имеют худшие результаты по кровотоку (86% детей) по сравнению с нормой развития высших психических функции, и приближаются по этому параметру к школьникам, просиживающим за партой многие часы. А это, естественно, еще одно реальное ограничение выносливости, работоспособности нервной системы при освоении необходимого минимума возрастных нагрузок детьми с последствиями родовых травм.

Есть еще один важный момент для поддержания бодрости, несмотря на скрытый до времени дефицит кровотока. Речь идет о реактивности сосудов на нагрузку. Ее определяют и при записи РЭГ, и УЗДГ. Данный параметр характеризует способность сосудов (особенно мелких, которые ближе всего к клеткам мозга) реагировать на изменения требований нагрузки. Это параметр пластичности, гибкости, позволяющий поддерживать необходимый уровень кровотока в целом, несмотря на отдельные местные проблемы, за счет перетока крови из тех мест, где ее много, туда, где ее не хватает. (как в сообщающихся сосудах). А вот когда этот механизм «устает» от постоянной мобилизации резервов, вырабатывает свой запас и требует отдыха или пополнения резервов — тогда вышеуказанные жалобы у детей появляются даже при исходно достаточном кровотоке.

На что мы должны обратить внимание родителей после обследования?

Если дефицит мозгового кровотока без нагрузки уже составляет десятки процентов (в сравнению с возрастными нормативами здоровых детей), это, безусловно, требует медицинского вмешательства — дообследования (рентген, МРТ — магнитно-резонансная томография, КТ — компьютерная томография) и соответствующего лечения. Если без нагрузки дефицита нет, и он образуется лишь при изменениях положения головы — тогда, кроме медицинского аспекта (фармакотерапии, остеопатии, физиотерапии и др.), есть и аспект выбора характера нагрузки и ее объема. Если ребенок полощет больное горло, делает мостик, и у него после этого все время кружится и болит голова, а по РЭГ при запрокидывании головы назад мы видим снижение кровотока по правой и левой позвоночным артериям на 50% от уровня покоя, то не подумать ли нам сначала о том, стоит ли провоцировать эти жалобы:?

Если ребенок по 2-3 часа в день прижимает подбородком скрипку к левому плечу, а у него на РЭГ при наклоне головы налево кровоток в левой позвоночной артерии падает на 65% и есть регулярные жалобы на боли в левом плече, и головокружение при резком повороте, то настало время подумать о том, как компенсировать потери в самочувствии, особенно, если данное занятие — дань моде или амбициям родителей.

Это относится и к выбору вида спорта: если на рентгене выявлен врожденный подвывих одного из шейных позвонков, то стоит ли отдавать предпочтение силовым видам спорта, если уже после первых бросков на мат ребенок слышит хруст в области шеи и чувствует к концу тренировки головную боль. Спорт должен множить выносливость, бодрость и силу, а не усталость, боль и раздражение.

Дети с перинатальной энцефалопатией в анамнезе довольно часто характеризуются склонностью к быстрому истощению, повышенной утомляемости, недостаточной выносливости и работоспособности. Означает ли это, что ограничение может тотально испортить им жизнь? Вовсе нет. Нередко первое обращение при обследовании связано с временной перегрузкой: ОРЗ не долечили (была контрольная, или концерт, или другое важное мероприятие), потом пару ночей не доспали, а через неделю сдавали экзамены. Результат — постоянная сонливость, разбитость по утрам, нежелание что-то делать. Возможна и другая крайность: постоянная раздражительность, плаксивость, ночью не заснуть, утром не встать и т.п.

Случается, что такая реакция временная: отоспались, отдохнули, все сдали, и все прошло. Но случается, что этот «жалобный набор» начинает повторяться сначала при каждой нагрузке, а потом и вовсе без нее. Внутренние силы резерва сначала перенапряглись, потом от постоянного перенапряжения истощились, а потом произошел отказ, сбой, срыв. «Почему он сидеть у телевизора не устает, а от уроков устает?». На телеэкране все создано для того, чтобы удержать непроизвольное внимание (не требующее от нас усилий): звук, краски, движение. А учебная деятельность требует произвольности: «надо!». Кстати, это — пункт, отличающий зрелого ученика от просто развитого ребенка, умеющего читать и писать. В последнем случае родители нередко форсируют события: «что ему ждать до семи лет, ему потом будет скучно, пусть идет в школу».

Мы, к сожалению (по роду своих занятий), видим только негативные исходы таких ситуаций. Поэтому наш опыт говорит не в пользу «преждевременного» обучения. Все-таки природа устроена мудрее: каждому овощу свое время. Нужно время, чтобы «созреть»: луку и укропу поменьше и уже при первом тепле, редиске подольше, а яблоки, сливы и арбуз для хорошей спелости даже при отличной погоде идут обычно ближе к осени. Не все процессы в мозгу можно и нужно ускорять.
Многие дети группы риска держат нагрузку, если нагрузочный режим подобран адекватно. Например, школа недалеко (можно сэкономить на езде), количество уроков разумное (перечень проверенных годами дисциплин). После занятий — прогулка, обед, приготовление уроков (дома или в продленке). Вечером в 9-10 спать, засыпание — в пределах получаса, сон спокойный и крепкий. Подъем — без надрыва, лучше по внутреннему желанию («уже выспался»). Тогда количество проблем будет существенно меньше, они будут беспокоить реже, и позволят со временем брать все более высокую планку достижений.

Читайте также:  Календарь прививок против полиомиелита в России

Наша задача на этапе первого обследования — определить, где «слабое» звено в деятельности мозга ребенка группы риска. Нужно вовремя определить: чем можно помочь, чего можно избежать, а к чему надо готовиться, когда можно еще немного подождать, а когда нужно начинать действовать без промедления.

Ээг и рэг головного мозга отличие

Снижение адаптационного резерва, обеспечивающего приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, а также возможность успешного осуществления деятельности и гармоничного развития наблюдается как у взрослых лиц, так и у детей [3]. В настоящее время многие специалисты отмечают понижение уровня двигательной активности и общее ухудшение состояния здоровья у значительной части населения страны. Результаты исследований показывают, что в настоящее время нарушения адаптации встречаются у 15–40 % учащихся начальных классов, причем имеется тенденция к росту их количества [1].

Поэтому сохранение здоровья и всестороннее развитие ребенка является одной из главных задач современного общества.

Известно, что гиподинамия вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме ребенка. В первую очередь негативное влияние гиподинамия оказывает на систему кислородообеспечения организма, что, в свою очередь, отражается на остальных системах органов, в том числе на функциональных показателях работы мозга: его кислородообеспечении и функциональной зрелости коры больших полушарий. В связи с этим исследование электрофизиологических механизмов действия снижения двигательной активности мозга в период его морфофункциональной дифференцировки является актуальной задачей возрастной физиологии.

Целью данного исследования явилось изучение показателей реоэнцефалограммы и электроэнцефалограммы у детей 9–10-летнего возраста с разным уровнем двигательной активности.

Материалы и методы исследования

В обследовании приняли участие дети (38 мальчиков и 35 девочек), обучающиеся в общеобразовательной школе (не занимающиеся дополнительно спортом – контрольная группа), дети (28 мальчиков и 32 девочки), занимающиеся легкой атлетикой не менее 2-х лет (дети-спортсмены). Электрофизиологическое обследование проводили в утренние часы в весенне-осенние периоды.

Определение уровня двигательной активности осуществляли с использованием шагомера «Omron HJ-5». Данный прибор закрепляли на поясе у испытуемых и регистрировали количество шагов в течение 2 дней, после чего вычисляли среднее количество шагов за 1 день. Определение продолжительности двигательного компонента (среднесуточное время, в течение которого дети находятся в активном движении) проводили посредством анкетирования школьников (табл. 1).

У детей, обучающихся в общеобразовательной школе, среднесуточное количество шагов и продолжительность двигательного компонента были ниже возрастной нормы [2, 4]. Поскольку значимых различий уровня двигательной активности у детей 9-летнего и 10-летнего возраста в каждой группе не выявлено, анализировали усредненные показатели в группах 9–10-летних детей, занимающихся спортом относительно контрольной группы.

Нейрофизиологические обследования проводили в специально оборудованной электрофизиологической лаборатории. В течение исследования была обеспечена звукоизоляция. Реоэнцефалограмму регистрировали в двух бассейнах: бифронтальном (FF) и бимастоидальном (MM) в покое (3 мин). Рассчитывали средние значения показателей РЭГ: реографического индекса (РИ), характеризующего степень кровенаполнения крупных артерий; показателя периферического сопротивления сосудов (ППСС), отражающего совокупный просвет мелких сосудов; индекса венозного оттока (ИВО), свидетельствующего о тонусе средних и крупных вен; диастолического индекса (ДСИ), характеризующего состояние небольших вен; дикротического индекса (ДКИ), свидетельствующего о состоянии мелких артерий.

Среднесуточное количество шагов по данным шагомера и продолжительность двигательного компонента (в часах) у детей (M ± m)

Электроэнцефалография и реоэнцефалография

Прайс-лист на услуги направления

Житель микрорайона «Савеловский», «Беговой», «Аэропорт», «Хорошевский»

В этом месяце жителям районов «Савеловский», «Беговой», «Аэропорт», «Хорошевский».

Консультация невролога, нейрофизиолога со скидкой 20%

Пациенты, обратившиеся в нашу клинику и прошедшие исследования МРТ, рентген, ЭЭГ или РЭГ, могут получить первичную консультацию .

Скидки для друзей из социальных сетей!

Эта акция — для наших друзей в Фейсбуке, Твиттере, ВКонтакте, Ютуб и Инстаграм! Если вы являетесь другом или подписчиком страницы клиники.

Соловьянович Сергей Викторович

Высшая квалификационная категория

Нейрофизиология в клинике «МедикСити»

«Men’s Health», медицинский блог (октябрь 2015г.)

«Men’s Health», журнал (февраль 2015г.)

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – доступный и безопасный метод исследования головного мозга с помощью регистрации биотоков мозга. Нейроны — основные элементы центральной нервной системы (и мозга, в том числе) — способны генерировать и проводить электрические импульсы, которые регистрируются электроэнцефалографом.

Данный метод имеет огромное значение для раннего выявления травм, опухолей, сосудистых и воспалительных заболеваний мозга, эпилепсии. Кроме того, это единственное неврологическое амбулаторное исследование, которое проводится при приступах потери сознания.

В нашей клинике электроэнцефалографию проводят высококвалифицированные неврологи-нейрофизиологи с огромным практическим опытом работы с пациентами различных возрастных групп.

ЭЭГ абсолютно безвредна, не имеет противопоказаний, поэтому применяется для пациентов в любом возрасте, как детском, так и престарелом.

Электроэнцефалография — высоко информативное исследование, отражающее функциональное состояние коры, подкорковых структур мозга, а также сложные корково-подкорковые взаимодействия, в том числе скрытую патологию еще не проявившихся заболеваний на фоне полного клинического здоровья обследуемого.

ЭЭГ позволяет отслеживать течение заболевания в динамике, при необходимости коррегировать лечение, оценивать влияние лекарственной терапии (передозировка или отмена нейролептиков, транквилизаторов, барбитуратов, антидепрессантов) на активность головного мозга. В отличие от КТ и МРТ-исследований, ЭЭГ выявляет структурные и функциональные (обратимые) изменения, которые длительное время сохраняются в мозге, например, после легкой черепно-мозговой травмы.

Читайте также:  Рвота и боль внизу живота на 9 неделе

Роль ЭЭГ в диагностике эпилепсии

ЭЭГ является важнейшим методом диагностики при эпилепсии. Ежегодно регистрируется от 20 до 120 000 новых случаев эпилепсии в год (в среднем – 70 — 100 000). Только в странах СНГ этой болезнью страдает около 2,5 млн. человек. Эпилепсия нередко сочетается с другими заболеваниями, такими как: детский церебральный паралич, хромосомные синдромы, наследственные болезни обмена веществ. Частота эпилепсии, например, у больных ДЦП составляет до 33%.

Опытный врач-невролог/нейрофизиолог по результатам проведенной ЭЭГ может подтвердить диагноз «эпилепсия». Кроме того, в последнее время стали распространенными заболевания, протекающие без клинических проявлений, для которых, однако, характерна патологическая активность в головном мозге, существенно нарушающая его работу (например, эпилептические энцефалопатии). В таких случаях именно ЭЭГ является ведущим методом исследования.

Методика проведения электроэнцефалографии

ЭЭГ совершенно безвредна и безболезненна. Во время обследования пациент удобно располагается в кресле. С помощью специального шлема к его голове прикрепляются маленькие электроды, соединенные проводами с электроэнцефалографом. Аппарат в сотни тысяч раз усиливает биопотенциалы, полученные с датчиков, и записывает их в память компьютера.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

Специальной подготовки для проведения ЭЭГ не требуется, но есть несколько рекомендаций. Важно, чтобы пациент не был голодным во время исследования, так как это может вызвать изменения на ЭЭГ. И следует вымыть голову накануне исследования — это позволит добиться лучшего контакта электродов с кожей головы и, соответственно, результаты будут более достоверны. Не стоит отказываться от обычного приема лекарств, поскольку это может спровоцировать приступы и даже эпистатус.

Толкование результатов ЭЭГ может зависеть от возраста больного, принимаемых им лекарственных препаратов, наличия тремора головы и конечностей, нарушений зрения, дефектов черепа и пр.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

Диагностические возможности ЭЭГ

С помощью ЭЭГ можно:

  • отличить эпилептические приступы от неэпилептических и классифицировать их;
  • установить участки мозга, отвечающие за провоцирование приступов;
  • отследить динамику действия лекарственных препаратов;
  • оценить функциональное состояние мозга (даже при отсутствии изменений на КТ мозга);
  • решить вопрос о профпригодности (обнаружение эпилептиформных явлений служит основанием для отбора профессий, связанных с вождением транспорта, требующих постоянного внимания и быстрой реакции на внезапно возникающие ситуации и стимулы в условиях повышенного риска).

Показания к проведению ЭЭГ:

  • эпилепсия и другие виды пароксизмов;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сосудистые заболевания;
  • воспалительные заболевания;
  • дегенеративные поражения мозга;
  • головные боли;
  • дизонтогенетические заболевания;
  • наследственные заболевания ЦНС;
  • функциональные нарушения нервной деятельности (неврозы, неврастении, невроз навязчивых движений, сомнамбулизм и др.)
  • психиатрическая патология;
  • энцефалопатии различного генеза (сосудистого, посттравматического, токсического);
  • постреанимационные состояния вследствие соматической патологии.

В нашей клинике применяется новейшая методика БОС-ЭЭГ тренинга, включающая в себя снятие электроэнцефалограммы, которая регистрирует основные ритмы головного мозга (альфа-, бета-, дельта-, тетаритмы). Оценка ЭЭГ (электроэнцефалограммы) проводится опытным специалистом неврологом-нейрофизиологом, при этом дается заключение об особенностях мозговой ритмики и распределении биопотенциалов в различных зонах коры головного мозга. В зависимости от показаний, подбирается необходимый курс БОС-ЭЭГ тренинга (расслабляющий, активирующий и т.д.).

Реоэнцефалография (РЭГ) – диагностика сосудов мозга

Реоэнцефалография — это неинвазивный, безопасный и безболезненный метод, позволяющий контролировать состояние мозгового кровообращения, основанный на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока высокой частоты.

Показания к проведению реоэнцефалографии:

  • головные боли;
  • головокружение;
  • шум в ушах;
  • нарушение памяти;
  • обморочные и предобморочные состояния;
  • атеросклероз;
  • артериальная гипертензия;
  • черепно-мозговая травма;
  • вертебробазилярная недостаточность;
  • остеохондроз шейного отдела позвоночника.

Возможности реоэнцефалографии

  • РЭГ предоставляет информацию:
    • об интенсивности мозгового кровенаполнения;
    • о состоянии тонуса и эластичности сосудов;
    • об интенсивности венозного оттока из полости черепа;
    • о поражениях сосудов головного мозга;
    • о мозговом кровообращении в послеоперационном периоде и при черепно-мозговой травме.
  • Исследование оценивает приток крови к головному мозгу и ее отток. Различают нормальные показатели РЭГ и показатели с отклонениями. Каждому отклонению от нормы соответствует свой тип головной боли и свой метод ее лечения. Проведение РЭГ до и после лечения позволяет оценить эффективность выбранного метода терапии.
  • Применение при исследованиях специальных функциональных проб позволяет разграничить функциональные и органические изменения. Наиболее часто используют пробы с поворотами и наклонами головы, гипервентиляцией. Остро возникающие сдвиги артериального давления отражаются на реоэнцефалограмме изменением тонуса и даже уровня пульсового кровенаполнения, что также необходимо учитывать при анализе исследования.
  • РЭГ диагностирует такие трудно поддающиеся объективизации заболевания, как, например, сосудистая дистония (на РЭГ она проявляется картиной неустойчивого сосудистого тонуса), острые и хронические сосудистые поражения (нарушения проходимости магистральных сосудов), острые нарушения мозгового кровообращения и их последствия, вертебробазилярную недостаточность и пр.

Врач-невролог, нейрофизиолог нашей клиники применяет в своей работе самые современные методики, такие, например, как БОС (Метод Биологической обратной связи). Цель метода — развитие у человека навыков саморегуляции. С помощью тренинга под руководством грамотного специалиста пациенты научатся управлять своим психоэмоциональным состоянием: расслабляться, справляться со стрессом, страхами, депрессией и усталостью. 

Ссылка на основную публикацию
Эффективные биопрепараты на основе бактерий рода Enterococcus, Оренбург — Каталог инноваций АПК
Энтерококки — симптомы, причины, виды и лечение энтерококковой инфекции Энтерококки (лат. Enterococcus) – это род шарообразных или слегка вытянутых, грамположительных...
Эритема у ребенка симптомы, виды, лечение
Многоформная экссудативная эритема РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК) Версия: Клинические протоколы МЗ РК - 2016 Общая информация Краткое...
ЭРИТРОМИЦИН мазь — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
Показания к использованию Эритромициновой мази Эритромицин был получен еще в 50-х годах прошлого века, и является самым первым в группе...
Эффективные венотоники лечение и профилактика варикоза
Какие таблетки от варикоза вен самые лучшие, эффективные? Варикозное расширение вен достаточно распространенное заболевание, и чаще встречается у женщин. Такая...
Adblock detector